Татьяна Гладченко


Previous Entry Share Next Entry

Отпуск 2014 – Часть 1. Первые дни пути. Соляная шахта «Величка» (Kopalnia Soli «Wieliczka»), Польша.

wieliczka

Обычно наш отпуск начинается и заканчивается традиционно – любимыми украинскими дивными пейзажами, потрясающей кухней и ставшей знакомой уже дорогой. В этом же году по известным всеми причинам всё пошло прахом. Забронированный заранее мотельчик в Карпатах мы теперь, видимо, не скоро сможем посетить. Как и любимых наших сестер под Полтавой. Я уже со вкусом описывала их здесь. Я очень надеюсь, что когда-нибудь настанут иные времена. Но пока всё обстоит так, что маршрут мы перекроили, отпуск удлинили.


Первые дни путешествия в результате превратились в перегон. К вечеру первого дня мы прошли больше 1000 км и остановились на ночь в Брянске. Никакого доброго слова об отельерах, к весьма недешевым услугам которых мы прибегли, сказать не могу. Но одну ночь можно и потерпеть. Что мы и сделали.

Второй день прошел тоже целиком в дороге. Русско-белорусская граница пролетела мимо нас почти незаметно. Платная дорога для российских машин бесплатна. Дорога просто шикарная. К вечеру мы были в Домачево, остановились на ночлег буквально в 300 метрах от погранперехода. Вот это место могу рекомендовать смело. Называется оно «Шале Приграничное». Выглядит вот так:

20140612-061122-TG-IMG_8892

20140612-061145-TG-IMG_8894

20140612-061206-TG-IMG_8895

Под навесом отдыхает наш Мось. Всё очень новое, свежее, вкусно пахнет деревом. Очень приветливые и заботливые хозяева, есть большая, но уютная общая кухня.

20140612-062044-TG-IMG_8901

Комары там тоже гостеприимные, да. Кидаются к вам всей большой семьёй, созывают всех дальних родственников вас поприветствовать, а те прилетают всей деревней, с соседями и друзьями. Репелленты обязательны, короче. Ну или сидите в комнате – благо, на окнах москитки.

Утром мы успели до пересмены на погранпереходе. Очереди почти не было. Но все равно пришлось немного постоять.

И после границы потянулись выматывающие польские дороги. На самом деле, если никуда не торопиться, то дороги отличные, хоть и узкие. Покрытие прекрасное, пейзажи очаровательные, махонькие деревушки натыканы одна за другой на расстоянии иногда не больше 500 метров. А ограничение скорости там 50 км в час в населенных пунктах. Зная это, на первый день планировать длинный перегон мы не стали. Поискали место для ночлега в окрестностях Кракова, в котором мы уже бывали ранее. И выбрали Величку.

20140613-092105-TG-IMG_8944

20140613-091338-TG-IMG_8943

Выбор для нас необычный. Хотя бы потому, что в 2009 году мы здесь уже были. А в мире столько мест, в которых мы не бывали ни разу, что за все годы наших путешествий мы пока не повторялись. Но в Величку решили съездить повторно единодушно. Раз уж Польша внезапно оказалась в наших планах на отпуск. Да и сын тогда был младше, многое из памяти стерлось. И не пожалели о сделанном выборе совершенно.

Величка включена в список ЮНЕСКО. Это одна из старейших соляных шахт Европы и мира. Еще в 1044 году Казимир I дал привилегию Величке, в которой он назвал её «magnum sal alias Wieliczka» – «Большая Соль Величка». За все годы своего существования – а соль в промышленных целях и объемах здесь перестали добывать только 1996 году – шахта превратилась в сложное горно-инженерное сооружение с головокружительными глубинами и небывалой суммарной протяженностью коридоров и галерей – около 250 километров. Для туристов открыты только 3% из них.

20090624_114439_P6248638

Наземная часть тоже впечатляет. Она вся продумана и обустроена для туристов – разноязыких, с разными состояниями и особенностями. Как и программы. Есть трассы для малышей, есть для физически крепких и спортивных, есть для желающих побывать в шкуре шахтера в прямом и переносном смысле (с переодеванием и прочими радостями). Мы пошли по стандартной Туристический трассе. Это примерно 3-часовой путь длиной порядка трех километров, включающий около 300 ступенек, примерно 20 больших камер и море удовольствия.

wieliczka_poland_-_map_of_the_underground_salt_mine

Группы индивидуальных туристов формируются по языковому признаку. Каждые 30 минут отправляется очередная группа в сопровождении гида. Русскоязычных посещения два в день. В первый раз мы на такой экскурсии и были. В этот раз пошли на английскую – по времени нам так было удобнее. Билеты можно купить в кассе на месте, а можно забронировать заранее через интернет. К назначенному времени на табло появляется приглашение, по громкоговорителю на двух или трех языках оно дублируется.

20140613-092545-EG-IMG_1609

Гиды одеты в костюмы горных мастеров. Истории, которые они рассказывают, впечатляют.

Например, для меня было открытием, что добыча соли давала треть доходов польской королевской казны в XIV веке. На эти деньги содержался двор, все его чада и домочадцы, платились жалования и содержания государственным служащим. На них содержались замки (в том числе чудесный Вавельский), торговые пути. И даже Краковская Академия была создана целиком на эти средства.

До раздела и перехода Велички к Австрии в 1772 году технически это всё богатство добывалось преимущественно за счет мускульной силы людей и лошадей. Австрийские горные инженеры существенно изменили ход вещей, дооснастив и улучшив техническую сторону добычи. Через некоторое время и железную дорогу до Кракова проложили, и электростанцию поблизости возвели.

20090624_124927_P6248694

Всё это посетители узнают от гидов, проходя по коридорам и галереям мимо инсталляций и макетов, которые иллюстрируют реальную историю и мифологию шахты.

20090624_130036_P6248712

20140613-094807-TG-IMG_8946

20140613-094953-TG-IMG_8947

20140613-095254-TG-IMG_8949

Удивительно, насколько сложный и разноплановый процесс добычи соли. Я его себе представляла смутно. А оказывается, соль может быть вываренной, её можно добывать взрывами и крошением, а можно – выщелачиванием. Такая простая соль, которую мы все используем каждый день, оказывается, совсем не так проста!

А в Величке соль и вовсе около 2000 лет добывают. Миллионы лет назад здесь было море. Потом оно высохло, оставив после себя соль. Ил ее покрыл и сохранил. А подземные источники часть соли потихоньку вымывали в расщелины и на поверхность. Изначально соль из этого рассола выпаривали. Потом стали уже углубляться в землю и искать соль шахтным способом.

20140613-100924-TG-IMG_8969

20140613-104329-TG-IMG_9018

Но история открытия источника соли здесь, конечно, имеет и романтическую версию. Связана она со святой Кингой. Она родилась в 1234 году, её называли также Кунегундой (умерла 1292 году в Старом Сонче) – дочь венгерского короля Белы IV, жена польского правителя, Болеслава V Стыдливого, монахиня ордена клариссок.

По преданию, в приданное она получила соляную шахту, в которую, уезжая, бросила свой перстень. А потом, движимая неведомым божественным наитием, указала место на подъезде к Кракову, где велела копать глубокую яму. В той яме на глубине нескольких метров нашли огромную соляную глыбу, в середине которой сиял её волшебный перстень.

20140613-095642-TG-IMG_8954

Добывая соль, шахтеры всегда в каждой камере стремились оставить прочный солевой панцирь во избежание последующих обрушений. Иногда размеры этих залов и камер весьма внушительны!

20140613-100715-TG-IMG_8965

20140613-100033-TG-IMG_8959

А оставленный толстый солевой панцирь позволяет резвиться скульпторам и резчикам, создавая чудесные скульптуры и скульптурные группы из соли, которые при правильной подсветке, совершенно чудесны.

20140613-101948-TG-IMG_8983

20140613-102238-TG-IMG_8986

Детям в составе группы доверяют покрутить колесо, с помощью которого когда-то поднимали наверх бочки с рассолом. Вот в 2009 году сын, сияя от счастья, его и покрутил.

20090624_125552_P6248704

Вот тут, например, и пол, и люстра – из соли.

20140613-102531-TG-IMG_8989

А тут соль видно и без объяснений, правда?

20140613-100719-EG-IMG_1651

Кстати! Здесь до сих пор существует бальнеологический санаторий. Его пациенты это, как правило, страдающие бронхиальной астмой люди и аллергики. Здешний воздух, как утверждается, оказывает крайне благотворное влияние на таких больных. Супруг у меня как раз относится к этой категории страдальцев, и по его утверждению, дышать там ему действительно легче, чем на поверхности.

А целебные свойства соли, рассола и соленого влажного воздуха это отдельная песня. От чего только здесь не лечили! С 1839 года по инициативе доктора Феликса Бочковского с помощью солевых ванн тут лечили от аж 36 болезней – от насморка до бесплодия и от истерии до «ослабления после любовных шалостей»! Шалить, видимо, в то время умели, ибо услугами этого лечебного заведения за 20 лет его существования воспользовались более 3 тысяч человек. Со смертью доктора Бочковкого лечебная деятельность приостановилась. А с 1958 года возобновилась и продолжается до сих пор – но уже лечат преимущественно недуги органов дыхания.

Но поистине жемчужиной туристического маршрута является, конечно, часовня Святой Кинги. Это огромный зал высотой 10-12 метров и размерами 54 метра на 17, «паркетный» пол, стены и потолок которого из соли. И все скульптуры, барельефы и огромные люстры здесь из соли. Это очень красиво!

20140613-102734-TG-IMG_8994

20140613-102810-TG-IMG_8995

20140613-103025-TG-IMG_8999

20140613-103042-TG-IMG_9001

20140613-103201-TG-IMG_9006

20140613-103252-TG-IMG_9008

20140613-103303-TG-IMG_9010

Конечно, история шахты совсем не безоблачна. Соль добывалась ценой многих жизней. Здесь были и затопления, и взрывы. И бестолковое землепользование вокруг приводило к обрушениям, и были периоды, когда шахта из-за нехватки средств практически полностью приходила в упадок. Сейчас под охраной ЮНЕСКО шахта бережно используется, здесь продолжают добывать небольшое количество соли, в основном для туристических нужд.

Хрустальные гроты, которые были открыты не так давно, это еще одно бесценное сокровище Велички. Потрясающей красоты разноцветные (из-за примесей металлов) кристаллы галита оттуда можно видеть в музее шахты.

20140613-113704-TG-IMG_9041

20140613-113739-TG-IMG_9044

20140613-113813-TG-IMG_9045

20140613-113847-TG-IMG_9047

20140613-114030-TG-IMG_9051

20140613-114215-TG-IMG_9054

20140613-114250-TG-IMG_9058-Edit

Мы остались очень довольны посещением, тем более, что программа за прошедшие пять лет несколько изменилась, и мы увидели и услышали много нового. И эта экскурсия стала отличным началом нашего отпуска.

Продолжение здесь.

  • 1
cae32 July 21st, 2014
> Платная дорога для российских машин бесплатна.

Для легковых машин ТС, так будет точнее. Пикапы я бы поставил под вопрос. Грузовики платят однозначно.

the_na July 21st, 2014
Ну у меня пока не пикап. Хотя на амарок я и поглядываю иногда в задумчивости. ;) Моя информация насчет платы - из уст пограничников. Звучало дословно так: "Россияне не платят. Вы нам нефть-газ, мы вам - дороги."

А вы там на грузовике ездили?

cae32 July 22nd, 2014
Не, я просто перед поездкой в Минск проштудировал вопрос платности дорог.

the_na July 22nd, 2014
А! А то я уж было подумала, что вы перебираетесь туда на ПМЖ с вещами, например, и ехали сопровождением.

Мы, кстати, грузовых машин на российских номерах там особо много и не видели. Как и легковых, кстати. Да и те процентов на 95 с московскими номерами.

Вообще, кстати, в этой поездке российских номеров не видели. Две московские машины только в Провансе, кажется, встретили. Видимо, большинство теперь предпочитает арендовать на месте машины, а не ездить на своей.

cae32 July 22nd, 2014
ПМЖ там не выгодно. Только если свой бизнес вести в России, а жить там. Но тогда зачем так далеко жить? ;)
Зарплаты местные зело низки (машинист метро - 2 ляма местных), недаром R&D у многих контор именно в РБ. Раньше ещё было много в Киеве (там работники могут работать под видом предпринимателей, налог низкий, налоговая тупая, у нас за это больно доначисляют), сейчас, пишут, начали сворачиваться.

the_na July 22nd, 2014
Вот и чудненько! А то если ты уедешь, кого я истязать просьбами буду?! ;))

mik_na July 21st, 2014
Глоток позитива.

the_na July 21st, 2014
Точно :) вспоминаю с ностальгией. Постараюсь следующий глоток не сильно задерживать.

mik_na July 21st, 2014
меня так утомил уже поток г..на из всех источников, что с большим удовольствием почитал ваш пост

the_na July 21st, 2014
Да, это напрягает. Я тоже спасаюсь в работе да у бердвочеров, садоводов, слингомам в журналах. Хоть как-то помогает удерживать фокус на настоящем, человеческом, светлом, вечном.

mik_na July 21st, 2014
у меня тоже есть друг-птиценаблюдатель :-)))
https://www.facebook.com/sanzhar.abdikhalyk

the_na July 21st, 2014
Теперь и у меня есть. Спасибо, что познакомили! :)

avkost1955 July 21st, 2014
Интересное место, особенно подсвеченные скульптуры и кристаллы.

the_na July 21st, 2014
И меня поразило, как соль на просвет красиво выглядит, когда подсвеченная. И люстры меня покорили - покруче всякого хрусталя подвески из соли.

А кристаллы - да. Друза, которая на заглавной фотографии, размером с мою голову! И красоты необыкновенной! Действительно, как хрусталь.

avkost1955 July 21st, 2014
Да, да, люстра из соли это удивительно!

grandma2014 July 22nd, 2014
Спасибо за интересный рассказ и, как всегда, прекрасные фотографии. Только я не очень люблю такие места, они у меня вызывают скорбь и печаль, т.к. одни люди работали в невыносимых условиях, умирали, чтобы другие люди могли развлекаться, содержать свой двор. Это несправедливо. С нетерпением жду продолжения.

the_na July 23rd, 2014
Постараюсь не заставлять ждать слишком долго. :)

gwadelup August 28th, 2014
О! я смотрю с мая церковь Кинги так и не доделали, левый край в лесах, по-этому его нет не фотках? :)

А так, место очень классное. И стены действительно солёные.

the_na August 29th, 2014
Да, слева все затянуто малоинформативной тканью. Ощущение парадности убивается. Хорошо, что размеры часовни позволяют не обращать на это внимание, а перевести немного взгляд и наслаждаться сиянием пола, наполированного ногами, тускловатым светом соляных люстр и прочими рукотворными красотами.

oskanov August 30th, 2014
Могу предположить, что дома появился сувенир в виде кристалла соли. :)

the_na August 31st, 2014
Можешь, но окажешься не совсем прав :)

У нас уже дома есть красивейший кристалл галита. Сын одно время увлекался геологией и камнями – небезуспешно пытался растить солевые кристаллы в том числе. А потом нашли и красивейший большой кристалл галита.

Хотя после этой поездки магнит на холодильнике с небольшими кристаллами розового галита появился, да. :)

vakomin September 9th, 2014
Очень интересное место для посещения!
Сначало посмотрел на схему и ахнул.. Какие переходы "ступенчатые" и до какой глубины. Но все представлялось таким маленьким, что и развернуться негде. А на фотографиях увидел размеры этих залов и я просто ошарашен! Целое подземное зарство! Запомню название.. Может окажусь как-нибудь в Польше..

the_na September 9th, 2014
Да, это действительно целый подземный мир! Финальным аккордом экскурсии служит короткий, но захватывающий взлёт из недр земныйземных в старой тесной шахтёрской клети. Уууууух! Громко и весело! :)

vakomin September 9th, 2014
Это очень интересно!!! Я слышал про соляные шахты под австрийским Гальштатом (но не успел побывать из-за того, что был в организованном туре) http://vakomin.livejournal.com/22439.html.
Так что у меня осталась нереализованная зарубка там, а тут еще польская Величка.. Интересно бы услышать сравнительные впечатления.. Вы в Гальштате случаем не успели побывать? Место просто сказочное!!!!

the_na September 9th, 2014
А вот в сборном посте по этой нашей поездке видите знакомые места?
http://the-na.livejournal.com/17685.html


Успели, но до шахт не добрались. Я готовлю как раз сейчас об этом материал.

vakomin September 9th, 2014
Вот это маршрутиииииик!!!! Я со всех сил стараюсь не завидовать, но не получается!! Ладно, буду завидовать, но только белой завистью!
У меня есть такая мечта-идея: прилететь изиджетом в Женеву, выйти на француской стороне, получить заказанное авто и месяцок по Франции поколесить.. Прованс и Нормандия, Шампань и Бургундия, Вретань и Эльзас... Мммммм.. Мечта и то такая.. приятная!! Был уже во Франции три раза (Париж, Париж и Земли Лауры, Рона и Альпы), но мне мало-мало-мало!!!

the_na September 9th, 2014
Я скажу больше - после такого длительного путешествия мне не просто мало, а стало даже меньше, чем было до того! Это непередаваемое блаженство! Я составила маршрут так, чтобы крупных, ярмарочно-туристических городов избегать - весь вкус там не в них, всё-таки. Я долго шерстила интернет, изучая куда сами французы и прочие европейцы ездят, где что есть интересного. Результатом стало почти отчаяние - и за всю жизнь не получится объехать все, что хочется. Ну а часть все-таки успели посмотреть.

vakomin September 10th, 2014
Буду читать ваши отчеты и мотать себе на ус, раз уж вы так потрудились над выявлением этих особых мест. А там, надеюсь, будет удобный случай плюс хорошая компания и моя мечта#6 обязательно сбудется.

the_na September 10th, 2014
Насколько мест я действительно считаю своей большой удачей. Буду очень рада, если пригодится!

И очень желаю, чтобы и случай, и компания - всё нашлось и случилось!

vakomin September 10th, 2014
Спасибо :-)

salionov October 13th, 2014
Был там в апреле 2013 года, гномиков не припоминаю. Местную соль я привозил в подарок, очень хвалили.

the_na October 13th, 2014
А мы там когда были первый раз, до музея не дошли. А там, оказываетмя, такая красота! Интересно бы ещё в тамошние знаменитые Хрустальные Гроты попасть!

salionov October 13th, 2014
что за Хрустальные Гроты? Это что-то на "шахтерском" маршруте?

the_na October 14th, 2014
Они, к сожалению, закрыты для посещений. Это я размечталась так. Вдруг придумают, как нас туда пускать без ущерьа для них ;)

dvoevnore October 25th, 2014
ого, какой у вас крюк-то, в результате получился по России!
а место интересное, мы как-то Польшу все время транзитом проезжаем, даже города еще не смотрели, но она близко, всегда кажется, что еще успеем, есть и более интересные места )

the_na October 26th, 2014
Точно-точно! :) мы так Украину проскакивали - только Львов успели немного посмотреть. Всё думали, что они-то у нас совсем под боком, туда и на выходные можно скататься. Всё мечтали во ЛьвовеЛьвове на НГ и Рождество побывать. А теперь вот все эти планы совсем нереализуемыми выглядят. :(

А в Польше мы тожде осмтанавливаемся обычно как в промежуточном пункте. Но стараемся каждый раз что-нибудь посмотреть. Краков нам очень понравился, Величка вот тоже.

А крюк дааааааа... И раньше ехать первые дни бьыло не очень легко, а теперь так и вовсе половину дороги отгрызает перегон.

dvoevnore October 28th, 2014
ну будем надеяться, что времена повернутся на лучшее!

the_na October 28th, 2014
Ну, как фаталист-оптимист, я в этом абсолютно уверена :) Всё точно меняется к лучшему, вопрос только в скорости изменений и извилистости траектории :)

PS: прошлый ответ на ваш комментарий писала с андроидной таблетки. Вы уж простите за такое количество печаток. Сама с трудом разбираю. Ужас какой-то – и в кнопки ж там вроде попадаю, но такая фигня получается! Прям как в анекдоте про неровный почерк ;)

livejournal January 23rd, 2015
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in